18 ноября 2016г.

16.11.2016

ЧТО ТАКОЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА?

Права человека основываются на принципе уважения к индивидууму. В основе этого понятия лежит идея, что каждый человек — нравственное и разумное существо, и он заслуживает, чтобы с ним обращались с достоинством. Концепция «прав человека» подразумевает, что этими правами обладает каждый человек на планете. Страны или определённые группы обладают какими-то конкретными правами, которыми могут пользоваться только они, а правами человека наделён каждый человек на Земле.

Когда людей просят назвать их права, то многие говорят о свободе слова и вероисповедания, некоторые называют ещё пару прав. Без сомнения, это важные права, но полный спектр прав человека очень широк. Они означают выбор и возможности. Они означают свободу получить работу, выбирать карьеру, выбирать партнёров и воспитывать детей. Они включают в себя право путешествовать повсеместно, право получать соответствующую оплату за свою работу, не подвергаться притеснениям, оскорблениям и произвольным увольнениям. Они даже охватывают право на досуг. Одним словом, права человека — это права на всё, к чему люди стремятся в жизни. При их отсутствии невозможно долговременное счастье, ведь отсутствует личная безопасность, нет свободы, нет никаких возможностей. Таким образом, все люди долгое время стремились добиться признания важности прав человека, пытались сформулировать их и защищать. Задолго до того, как появился термин «права человека», люди сражались и умирали за эти принципы.

Всеобщая декларация прав человека— это основной инструмент на этой планете, позволяющий внедрить права человека. Первый абзац этого документа является ярким подтверждением принципов, которые лежат в основе современной системы прав человека: «Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем
 членам человеческой семьи, а также их равных и неотъемлемых прав, является
 основой свободы, справедливости и всеобщего мира».

ОСНОВНЫЕ ПРАВА РЕБЕНКА, ЗАКРЕПЛЕННЫЕ В КОНВЕНЦИИ ООН И КОНСТИТУЦИИ РФ

Права ребенка, признанные Конвенцией ООН (1989г.)

Соответст-вующая  статья

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста

Ст.1

Государства-участники уважают и обеспечивают права каждого ребенка… независимо от расы, пола, языка, религии, политических или иных убеждений

Ст.2

Каждый ребенок имеет необъемлемое право на жизнь

Ст.6 (1)

Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь

Ст.16 (1,2)

Право на свободу мысли, совести и религии

Ст.14 (1)

Право на отдых и досуг

Ст.31

Право на создание ассоциаций и проведение мирных собраний

Ст.15

Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей.., несущих по закону ответственность за ребенка

Ст.5

Право на пользование услугами здравоохранения и средствами лечения болезней

Ст.24

Право на образование

Ст.28, 29

Право человека, признанные Конституцией РФ (1993г.)

Соответст-вующая статья

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку с рождения

Ст.17 (2)

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, языка, происхождения, места жительства, убеждения, принадлежности к общественным объединениям.

Ст.19 (2)

Каждый имеет право на жизнь

Ст.20 (1)

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность частной жизни

Ст.22 23

Каждому гарантируется свобода мысли и слова

Ст.29

Каждый имеет право на отдых

Ст.37 (5)

Каждый имеет право на объединение

Ст.30

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей

Ст.38 (2)

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Ст.41

Каждый имеет право на образование

Ст.43


Нарушения прав ребенка родителями

Начинать разговор о правах ребенка можно, если в семье права ребенка не нарушаются. Однако родители могут и не осознавать, что своими действиями они препятствуют соблюдению прав своего ребенка.

Часто в поведении родителей появляются моменты, которые мешают общению с детьми и воспитанию в них самоуважения:

Преобладание приказов и предупреждений несет неуважение к ребенку;

Частые угрозы вызывают привыкание, и ребенок перестает на них реагировать;

Мораль, нравоучения и проповеди в сложных ситуациях вызывают у детей скуку и неприятие;

Готовые решения, навязываемые родителями, показывают, что ребенок не способен справиться с ситуацией сам, демонстрируют неуважение;

 Постоянные нотации и лекции перестают действовать на детей;

Критика и обвинения вызывают у ребенка неуверенность в своих силах;

Догадки и интерпретации поведения ребенка заставляют его уходить от контакта;

Постоянные вопросительные предложения не дают почувствовать самостоятельность, нарушают личное пространство;

Сочувствие на словах, уговоры, применение одинаковых речевых конструкций в разных ситуациях заставляют ребенка почувствовать безразличие родителей. В общении с детьми следует воздержаться от окриков, оскорблений, ругательств, демонстраций власти, пророчеств и угроз. Старая истина, что с людьми нужно обращаться так же, как хочется, чтобы обращались с вами, совершенно справедлива и в общении с детьми.

Права ребенка в детском саду

Малыши с трепетом ждут начала очередного этапа своей жизни – когда они впервые переступят порог детского сада и на целый день останутся без мамы и папы. Настоящая тренировка самостоятельности и терпения!

Родители, в свою очередь, тоже ждут поступления ребенка в детский сад – только, как правило, их чувства намного ярче и многогранней. Волнение, грусть, озабоченность, страх – и это только некоторые из тех эмоций, которые испытывают родители будущего детсадовца. Важным вопросом при поступлении ребенка в детский сад также являются права ребенка в детском саду. Мало кто из родителей в точности знает, на что имеет право их ребенок при посещении детского сада, что приводит к непониманиям и конфликтам.

Основные права ребенка в детском саду

Перечень прав ребенка в детском саду формируется на основе Конвенции о правах ребенка, подписанной практически всеми странами-участницами ООН. Кроме того, при защите прав ребенка в нашей стране действуют некоторые нормативно-правовые акты: «Семейный кодекс» РФ, Закон «Об образовании», Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

1. Право на образование и развитие физических и творческих способностей ребенка

В каждом детском саду должны быть специальные развивающие занятия. Ребенок должен не только играть и гулять, но еще и развиваться. С этой целью в каждом детском саду имеются педагоги, которые помогают ребенку развиться как в физическом, так и в творческом и умственном плане. Если этого не происходит – можно говорить о том, что права ребенка в детском саду нарушаются.

В настоящий момент в нашей стране существует огромная сеть детских садов, работающих как в дневное время, так и круглосуточно. Кроме того, постоянно разрабатываются новые образовательные программы, направленные на всестороннее развитие ребенка. В связи с этим, как правило, эти права ребенка в детском саду не нарушаются.

2. Право на игру

Делая упор на образовании ребенка и развитии его творческих способностей, нельзя забывать и о другом важном праве – праве на игру. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, поэтому в детском саду на игру должно отводиться достаточное количество времени. Если Вы приходите в детский сад – и видите, что дети вместо игры, развивающих занятий или прогулки сидят перед телевизором или, еще хуже, компьютером – Вы можете пожаловаться на то, что права Вашего ребенка в детском саду нарушаются.

3. Право на жизнь и здоровье

Информация о необходимости охраны здоровья детей дана во многих правовых актах – например, в Законе «Об образовании» сказано, что любое образовательное учреждение (в том числе, и детский сад) должно обеспечить защиту здоровья и жизни своих воспитанников. Таким образом, права ребенка в детском саду включают в себя возможность своевременного оказания необходимой медицинской помощи в случае необходимости.

Таким образом, если Вы приходите в детский сад – и с удивлением обнаруживаете, что в детском саду нет медицинского кабинета, медсестры или аптечки со всеми необходимыми по инструкции препаратами – Вы можете пожаловаться на нарушение.

4. Право на защиту от всех форм жестокого обращения

К понятию «жестокое обращение» относятся не только откровенные побои и другие виды физического или сексуального насилия, но также и эмоциональное насилие (прилюдные унижения, оскорбления, крик).

К сожалению, нарушения таких прав ребенка в детском саду встречаются сплошь и рядом. Воспитательницы считают своим священным долгом отвесить оплеуху расшалившемуся ребенку, крикнуть на него или прилюдно унизить, используя бранные слова. Если Вы каким-то образом узнали о том, что к Вашему ребенку применяется какой-либо вид насилия – обращайтесь в вышестоящие инстанции и срочно меняйте детский сад.

5. Право на защиту интересов и нужд ребенка

Интересам и нуждам ребенка должно оказываться должное внимание. Например, в детском саду воспитатель не должен сидеть и читать книжку или сидеть в интернете, пока дети предоставлены сами себе. Реализация этих прав ребенка в детском саду подразумевает постоянное внимание воспитателя к детям и удовлетворение их нужд. Если малыш хочет в туалет – воспитатель обязан отвести его в специально отведенное место и усадить на горшок. То же самое относится и к чистым полотенцам, безопасным игрушкам и т.д.

6. Право на полноценное питание

Растущему организму требуется полноценное, качественное и достаточное питание. В связи с этим, если в детском саду Вашему ребенку дают просроченные продукты, кормят одними кашами или порции слишком маленькие – это прямое нарушение прав ребенка в детском саду.

Некоторые обязанности и права ребенка в детском саду регулируются определенными правилами, установленными в детском саду, и распорядком дня. Некоторые детские сады строго относятся к опозданиям, поэтому лучше приходить пораньше, чтобы не остаться в числе тех, кого не пустили. Чтобы не было досадных накладок, лучше заранее ознакомиться с Уставом детского сада и строго соблюдать его.

Как родители могут защитить права ребенка в детском саду?

Только в силах родителей проследить за соблюдением прав ребенка в детском саду. Выбирая детский сад для своего ребенка, убедитесь в том, что в этом учреждении работает квалифицированный персонал, который не способен нарушить права ребенка в детском саду и в состоянии обеспечить Вашему малышу комфортное пребывание и всестороннее развитие. С этой целью можно посмотреть отзывы в Интернете, посетить детский сад заранее и пообщаться с персоналом.

Уже после поступления ребенка в детский сад Вы не только можете, но и просто обязаны интересоваться внутренним распорядком детского сада, режимом дня, образовательными стандартами и программами, по которым проводят занятия с детьми. Не бойтесь задавать вопросы, общаться с другими родителями и жаловаться, если Вас что-то не будет устраивать. Начать можно с заявления на имя директора детского сада. Если соответствующих мер принято не будет, Вы имеет полное право обратиться в правоохранительные органы или другие инстанции по защите прав ребенка.

Знайте права своего ребенка в детском саду и умейте их отстаивать!