Меню
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Образовательные стандарты

С 1 января 2014 года вступил в силу Приказ Министерства образования и науки РФ  N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, в основе которых заложены следующие основные принципы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

В Стандарте учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

2) возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьёй;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС ДО  содержание дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие  образовательные области:

1) социально-коммуникативное развитие;

2) познавательное развитие;

3) речевое развитие;

4) художественно-эстетическое развитие;

5) физическое развитие.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Образовательной программы дошкольного образования и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).Требования Стандарта к результатам освоения Образовательной программы дошкольного образования  представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. 


ФГОС дошкольного образования(Ссылка);  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Изменения в ФГОС дошкольного образования вступают в силу 17 февраля 2023 года.

Минпросвещения утвердило приказ, который вносит изменения во ФГОС ДО. Министерство изменило текст стандарта, чтобы исключить разночтения между ним и ФОП. Документ действует с 17.02.2023.  

Изменения вступают в силу 17 февраля и касаются всех разделов стандарта. Ведомство соотнесло основные положения, по которым ФГОС и ФОП ДО расходились, и скорректировало пункты о ПООП.

Теперь ФГОС ДО – основа для разработки ФОП ДО и образовательной программы детского сада. Содержание программы ДОО должно обеспечивать физическое и психическое развитие детей в различных видах деятельности, а не как раньше «развитие личности, мотивации и способностей детей». Образовательные области следует рассматривать как направления обучения и воспитания детей, а не развития и образования. Обязательную часть своей программы согласно ФГОС ДО детские сады должны будут оформлять в виде ссылки на федеральную программу.

Названия и количество образовательных областей не измелись, а содержание каждой из них в Стандарте теперь соответствует ФОП ДО. Также авторы изменений дополнили виды детской деятельности, в которых педагоги могут реализовывать содержание образовательных областей в зависимости от возраста детей. Обновили ссылки на актуальные СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20, которым должен соответствовать максимально допустимый объем образовательной нагрузки.

Вместо двух блоков целевых ориентиров для младенческого и раннего возраста и на этапе завершения дошкольного образования теперь ФГОС ДО предусматривает три блока. Целевые ориентиры для младенческого и раннего возраста отделили друг от друга и внесли в текст отдельными блоками.

Все изменения в текст ФГОС ДО смотрите в таблице.

Пункт ФГОС

Как стало

Как было

Подп. 3 п. 6
Стандарт направлен на решение следующих задач:
 ...
 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования)
Стандарт направлен на решение следующих задач:
 ...
 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основныхобразовательных программ дошкольного и начального общего образования)
П. 1.7
Стандарт является основой для:
1) разработки федеральной образовательной программы дошкольного образования(далее – федеральная программа);
 2) разработки Программы;
 3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования
Стандарт является основой для:
1) разработки Программы;
 2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – примерные программы);
 3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования
Абз. 1 п. 2.5
Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и федеральной программой
Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ
П. 2.6
Суть изменений: подробнее расписали на что должны быть направлены образовательные области – социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие
Направленности образовательных областей были изложены более сжато
П. 2.7
Суть изменений: детальнее описали возможные виды деятельности воспитанников в зависимости от возраста
Виды деятельности детей имели более общее описание и предусматривали сквозные механизмы развития – общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность
П. 2.10
Объем обязательной части Программы должен соответствовать федеральной программе и бытьне менее 60% от общего объема Программы; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы
Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%
Абз. 3 п. 2.11.2
Содержательный раздел Программы должен включать:
а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, федеральной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания
Содержательный раздел Программы должен включать:
а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образованияи методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания
Абз. 1 п. 2.12
Обязательная часть Программы должна соответствовать федеральной программе иоформляется в виде ссылки нанее. Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы
В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ
Абз. 4 п. 2.13
В краткой презентации Программы должны быть указаны:
 …
 2) ссылка на федеральную программу
В краткой презентации Программы должны быть указаны:
 …
 2) используемые Примерные программы
Глава III
Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования
Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
П. 3.2
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации Программы
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
П. 3.2.9
Суть изменений: заменили старый СанПиН детского сада на СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20
Упоминался старый СанПиН 2.4.1.3049-13
П. 3.5
Требования к материально-техническим условиям реализации Программы
Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
П. 3.6
Требования к финансовым условиям реализации Программы
Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Глава IV
Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования
Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования
П. 4.6
Суть изменений: детальнее изложили целевые ориентиры дошкольного образования. Выделили в отдельные группы целевые ориентиры для младенческого и раннего возрастов
Целевые ориентиры были более общими. Одинаковыми были ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте



 


 

План мероприятий по проведению Всемирной Недели Иммунизации

Международный день инвалидов.

Здоровье ЭТО...

Предлагаем вашему вниманию материалы о важности ведения здорового

образа жизни и соблюдения правил личной гигиены

для детей дошкольного и школьного возраста.

Корь - острое инфекционное заболевание.

Мы в соцсетях.