Образовательные стандарты
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, в основе которых заложены следующие основные принципы:
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
В Стандарте учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
2) возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
Основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьёй;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС ДО содержание дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:
1) социально-коммуникативное развитие;
2) познавательное развитие;
3) речевое развитие;
4) художественно-эстетическое развитие;
5) физическое развитие.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Образовательной программы дошкольного образования и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).Требования Стандарта к результатам освоения Образовательной программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
ФГОС дошкольного образования(Ссылка);
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изменения в ФГОС дошкольного образования вступают в силу 17 февраля 2023 года.
Минпросвещения утвердило приказ, который вносит изменения во ФГОС ДО. Министерство изменило текст стандарта, чтобы исключить разночтения между ним и ФОП. Документ действует с 17.02.2023.
Изменения вступают в силу 17 февраля и касаются всех разделов стандарта. Ведомство соотнесло основные положения, по которым ФГОС и ФОП ДО расходились, и скорректировало пункты о ПООП.
Теперь ФГОС ДО – основа для разработки ФОП ДО и образовательной программы детского сада. Содержание программы ДОО должно обеспечивать физическое и психическое развитие детей в различных видах деятельности, а не как раньше «развитие личности, мотивации и способностей детей». Образовательные области следует рассматривать как направления обучения и воспитания детей, а не развития и образования. Обязательную часть своей программы согласно ФГОС ДО детские сады должны будут оформлять в виде ссылки на федеральную программу.
Названия и количество образовательных областей не измелись, а содержание каждой из них в Стандарте теперь соответствует ФОП ДО. Также авторы изменений дополнили виды детской деятельности, в которых педагоги могут реализовывать содержание образовательных областей в зависимости от возраста детей. Обновили ссылки на актуальные СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20, которым должен соответствовать максимально допустимый объем образовательной нагрузки.
Вместо двух блоков целевых ориентиров для младенческого и раннего возраста и на этапе завершения дошкольного образования теперь ФГОС ДО предусматривает три блока. Целевые ориентиры для младенческого и раннего возраста отделили друг от друга и внесли в текст отдельными блоками.
Все изменения в текст ФГОС ДО смотрите в таблице.
Пункт ФГОС | Как стало | Как было |
Подп. 3 п. 6 | Стандарт направлен на решение следующих задач: ... 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования) | Стандарт направлен на решение следующих задач: ... 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основныхобразовательных программ дошкольного и начального общего образования) |
П. 1.7 | Стандарт является основой для: 1) разработки федеральной образовательной программы дошкольного образования(далее – федеральная программа); 2) разработки Программы; 3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования | Стандарт является основой для: 1) разработки Программы; 2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – примерные программы); 3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования |
Абз. 1 п. 2.5 | Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и федеральной программой | Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ |
П. 2.6 | Суть изменений: подробнее расписали на что должны быть направлены образовательные области – социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие | Направленности образовательных областей были изложены более сжато |
П. 2.7 | Суть изменений: детальнее описали возможные виды деятельности воспитанников в зависимости от возраста | Виды деятельности детей имели более общее описание и предусматривали сквозные механизмы развития – общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность |
П. 2.10 | Объем обязательной части Программы должен соответствовать федеральной программе и бытьне менее 60% от общего объема Программы; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы | Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% |
Абз. 3 п. 2.11.2 | Содержательный раздел Программы должен включать: а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, федеральной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания | Содержательный раздел Программы должен включать: а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образованияи методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания |
Абз. 1 п. 2.12 | Обязательная часть Программы должна соответствовать федеральной программе иоформляется в виде ссылки нанее. Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы | В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ |
Абз. 4 п. 2.13 | В краткой презентации Программы должны быть указаны: … 2) ссылка на федеральную программу | В краткой презентации Программы должны быть указаны: … 2) используемые Примерные программы |
Глава III | Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования | Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования |
П. 3.2 | Требования к психолого-педагогическим условиям реализации Программы | Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования |
П. 3.2.9 | Суть изменений: заменили старый СанПиН детского сада на СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20 | Упоминался старый СанПиН 2.4.1.3049-13 |
П. 3.5 | Требования к материально-техническим условиям реализации Программы | Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования |
П. 3.6 | Требования к финансовым условиям реализации Программы | Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования |
Глава IV | Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования | Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования |
П. 4.6 | Суть изменений: детальнее изложили целевые ориентиры дошкольного образования. Выделили в отдельные группы целевые ориентиры для младенческого и раннего возрастов | Целевые ориентиры были более общими. Одинаковыми были ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте |
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка тик ток