Питание детей
Здоровое питание наших детей
Из чего складывается здоровье:
· Экологическая обстановка (которую трудно изменить)
· Рациональный двигательный режим
· Правильное питание – находится полностью в наших руках (его можно изменить).
Что ребенку есть, в каком виде и в каких условиях мы решаем сами. И постепенно, из года в год приучаем организм наших малышей к добавкам, красителям, наполнителям.
И даже не задумываемся, что они обозначают, и какие последствия несут.
Все реже увидишь маму, купившую кефир, ряженку для своего ребенка – зачем, когда есть йогурт, фругурт, и т.д. И тем более мам, которые сварили бы компот из сухофруктов – зачем, когда есть соки, фанты и кока – колы. А когда приходит ребенок в детский сад, начинаются проблемы – я такой компот не пью, такую рыбу не ем, котлеты не люблю. А сосиску я буду!
А детские сады, в свою очередь, хотят обеспечить ребенка полноценным питанием – натуральным, правильным. Поэтому в рационе у детей есть и творог, и рыба, и мясо, и капуста и просто кефир с ряженкой.
Подавая детям блюда на стол, мы стараемся рассказать о пользе этого продукта. Получаемое ребенком питание должно не только покрывать расходуемую энергию, но и обеспечить материал, необходимый для роста и развития организма.
В течение дня пищу, для ребенка распределяют примерно так:
· 35 – 40% - приходится на обед
· 10 – 15% - на полдник
· 25% - на завтрак и ужин
Пища, которую употребляет ребенок, должна быть
· Полезной
· Разнообразной
· Вкусной
· Привлекательной
Для растущего детского организма вреден, как недокорм, так и перекорм. Жалобы на плохой аппетит не столь редки. И перепуганные родители стремятся к тому, чтобы ребенок обязательно поел.
1. Но ребенок – существо социальное. Потребности и интересы всегда связаны со взрослыми. Образец отношения к приему пищи, вкусовым предпочтениям, которые дает семья, обладают огромной силой.
Иначе говоря, если в семье никто не ест и не готовит гороховый суп, как ребенок поймет, что это вкусно.
Для ребенка наиболее близким человеком, образцом для подражания всегда выступает мать, на втором месте – отец. Поэтому влияния матери и отца на воспитание вкусовых ощущений, вкусовых привычек, как в сторону позитива (полезные продукты), так и негатива (вредные продукты, вредные пристрастия), намного превосходит влияние других взрослых – бабушек, дедушек, воспитателей.
· Моя мама сказала, что свекла очень полезна.
· Мой папа сказал, что каша «это гадость».
Мнения родных для них дорого, ведь так сказал папа. Малыши впечатлительны, доверчивы и внушаемы. Поэтому, если взрослые члены семьи допускают при ребенке частые разговоры о том, что
· «Да он же у меня не ест молочное»,
· «Он у меня такой разборчивый в еде»,
· «Он лук крупный в борще не ест, я его на мясорубке перемалываю» и т.д.
Родители сами подают пример излишней разборчивости в пище – это крайне влияет на аппетит ребенка.
2. Распространенная ошибка заключается в том, что родители слишком легко соглашаются с нежеланием ребенка принимать то или иное блюдо: «Я не хочу, не люблю, не буду, не вкусно».
Или наоборот легко соглашаются с желаниями ребенка принимать большое количество пищи, уступая его капризам: «Я хочу еще булочки, я еще хочу конфет, чипсов и т.д.»
Естественно, полезный, да еще и новый продукт или блюдо, вводимый в рацион ребенка, может вызвать определенную негативную реакцию.
Но если вы проявите должный такт и терпение, возьмете за правило убеждать ребенка, объясняя необходимость, полезность продуктов питания, то проблемы будут решены.
3. Многие родители жалуются на плохой аппетит детей. Но, еслиребенок, к примеру, на завтрак получил достаточно калорийную пищу, в этом случае время обеда придется перенести на более позднее время. Не забывайте о том, что у ребенка свои нормы порций блюд.
· 1 блюдо – 200 – 250/гр.
· 2 блюдо – 60/гр. (мясное) и т.д.
Давайте ребенку только такое количество пищи, которое он охотно и без ущерба для здоровья съест. Вполне здоровый ребенок отличается обычно хорошим аппетитом и съедает столько, сколько нужно для его возраста.
4. Крайне отрицательно влияют на аппетит, на приятное вкушение пищи бесконечные одергивания, типа «не чавкай, не кроши, как ты держишь вилку, у тебя не руки, а крюки». Милые родители, а у вас, возник бы аппетит, есть в таких условиях?
5. На аппетит влияет и самостоятельность, культура еды. Чем увереннее и легче ребенок владеет ложкой, вилкой, ножом, тем меньше затруднений у него вызывает еда. От взрослого требуется терпение, уважение к ребенку. Ловкость, аккуратность приходит не сразу. А самым главным является пример родителей.
6. Но если вы приучите ребенка к красивой сервировке стола, удобной посуде, сменяемой после каждого блюда, пользованием салфеткой, то вы решите проблему культуры поведения за столом, сможете сформировать в ребенке культуру приема пищи. А если это будет происходить, когда вся семья в сборе, за общением и как я провел день и другое, то вы еще, достигнете сплочение вашей семьи взаимоуважение.
Организация питания в детском саду
Одна из главных задач детского сада – это обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья. Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действиям инфекций и др. неблагоприятных факторов внешней среды. Правильно организованное питание обеспечивает организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными солями) и энергией.
Основным принципом питания дошкольников является максимальное разнообразие пищевых рационов, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки. В повседневный рацион включены основные группы продуктов – мясо, рыба, молоко, яйца, фрукты, овощи, сахар, хлеб, крупы и др.
Исключение из рациона питания продуктов и блюд, способных оказывать раздражающее действие на слизистую органов пищеварения, а также продуктов, которые могли бы привезти к ухудшению здоровья у детей с хроническими заболеваниями (вне стадии обострения) или компенсированными функциональными нарушениями органов желудочно-кишечного тракта (щадящее питание).
Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуков и блюд).
Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания, включающее соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.
Уважаемые родители, пожалуйста, обратите внимание на следующие рекомендации:
Питание ребенка в дошкольном учреждении и в семье должно сочетаться. С этой целью в каждой группе вывешивается меню. Пожалуйста, внимательно, изучайте его, если у вашего ребенка есть хронические заболевания и какие-либо противопоказания к определенным продуктам питания предупредите об этом медицинскую сестру и воспитателей группы.
До отправления ребенка в детский сад не кормите его, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита. Если Вы приводите ребенка с 7.00-7.30, то дома можно дать сок и (или) какие-либо фрукты.
Особенности питания ребенка в период адаптации:
Переход ребенка от домашнего воспитания к воспитанию в детском коллективе всегда сопровождается определенными психологическими трудностями, часто у детей в это время снижается аппетит, нарушается сон, иногда наблюдаются невротические реакции, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям, правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе.
Перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизьте режим питания и состав рациона к условиям детского сада. Приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в дошкольном учреждении, особенно, если раньше он их никогда не получал.
Впервые дни нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Первое время, если ребенок не ел самостоятельно, воспитатели обязательно будут его кормить и докармливать.
Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это усиливает отрицательно отношение к детскому коллективу.
Для профилактики ОРЗ и ОРВИ следует проводить дополнительно витаминизацию рациона питания детей, используя широкий ассортимент имеющихся витаминизированным пищевых продуктов и напитков, а по необходимости (по заключению врача), также поливитаминных препаратов (витаминно-минеральных комплексов).
Детский сад: питание и режим. Адаптируемся!
Чаще всего трудности в адаптации к детскому саду возникают из-за того, что ребенок никак не может привыкнуть к новому режиму. Дома ребенок живет по одним правилам, а в детском саду ему придется придерживаться нового распорядка. Как же родители могут смягчить стресс от смены режима дня и режима питания?
Питание в детском саду - почему ребенок не ест?
Подготавливая ребенка к детскому саду, перед родителями всплывает много вопросов и опасений. И один из главных вопросов – будет ли ребенок кушать в детском саду?
Причины отказа от еды в период адаптации:
Ребенок переживает сильный стресс, привыкает к новой среде, учится общаться, происходит его становление в коллективе.
В таком стрессе не надо заострять внимание на вопросе питание и заставлять малыша есть. Нужно просто ждать.
Стресс пройдет, через две недели – месяц процесс адаптации пройдет, ребенок привыкнет к новому коллективу и станет охотно есть вместе с другими детьми.
Есть дети, которые ни за что не будут есть и даже пробовать новые блюда. А детсадовское питание очень отличается от домашнего. Родителям нужно за 3-4 месяца до того, как ребенок начнет ходить в сад, начинать готовить еду, похожую на садовскую. Меню сада это супы, щи, кисели и компоты, запеканки и каши. Многие мамы именно так и кормят своего ребенка, но если ваш ребенок питается из пачек и баночек - проблем ему не миновать.
Научить ребенка есть самостоятельно – это ваша задача!
Пищевая аллергия
Пищевая аллергия относится к первым аллергическим реакциям, которые возникают у маленьких детей при употреблении определенных продуктов питания. Склонность к аллергии передается по наследству, и это надо учитывать семьям, в чьей истории были такие случаи, в частности, пищевая аллергия. Вообще, под термином «аллергия» подразумевается не только пищевая аллергия, но и пищевая непереносимость и повышенная чувствительность к определенным видам продуктов. Надо понимать, что клинические симптомы у пищевой непереносимости и пищевой аллергии одинаковые. Специалисты считают, что аллергены влияют и на иммунную систему ребенка, и на другие органы. Например, аллергия часто вызывает дефицит витаминов в организме ребенка, при этом нарушается состав минеральных веществ. Помните! Здоровая натуральная пища не вызывает аллергических реакций у людей любого возраста. развивается с меньшей вероятностью как в детском, так и в подростковом возрасте.
Пищевая аллергия - это аллергическое заболевание, вызванное повышенной чувствительностью организма к пищевым продуктам. Нередко ПА называют не только истинную пищевую аллергию, связанную с наследственной предрасположенностью и изменениями в системе иммунитета, но и пищевую непереносимость, которая зависит от состояния желудочно-кишечного тракта (наличия дисбактериоза, расстройства пищеварения и т.п.), от стресса, при низком содержании сахара в крови и ряда других причин.
Признаки пищевой аллергии
Клинические симптомы у пищевой аллергии и пищевой непереносимости практически одинаковые. Наиболее распространенный признак – это высыпания на коже, но проявления могут быть и другими. Например, боли в животе, жидкий стул после употребления в пищу того или иного продукта, иногда даже внезапно появляющийся и также исчезающий насморк.
Причины пищевой аллергии
Наиболее частой причиной пищевой аллергии является нарушение диетического режима с обилием полуфабрикатов, фаст-фуда, пищевых добавок и т.д.
Вызвать аллергию могут любые пищевые продукты, но нередко организм реагирует не на сам продукт, а на его химический наполнитель. Тут уже возникают псевдоаллергические реакции, связанные с интоксикацией, а не настоящей аллергией. Часто встречается крапивница, различные высыпания, вызванные именно химическими компонентами продуктов или даже удобрениями, использованными при выращивании фруктов или овощей.
Надо помнить, что здоровая натуральная пища не вызывает аллергических реакций, поэтому в первую очередь необходимо следить за питанием и исключать фаст-фуд, окрашенные напитки, полуфабрикаты и продукты с синтетическими элементами. Конечно, изредка можно допускать наличие «вредных» продуктов, но это должно быть исключением, а не правилом.
Если после маленькой порции у малыша появляется отек Квинке, начинается диарея (понос), какие-то другие проявления, ребенок плохо себя чувствует, то в этом случае продукт следует исключить полностью. Если же реакция бывает слабой, да еще и не всегда проявляется, то рекомендуется давать понемногу «опасную» еду, чтобы приучать к ней организм.
Диагностика и лечение
Все начинается с общего анализа крови, мочи и исследования кала на дисбактериоз. Затем делают кожные пробы или, если нет возможности их сделать (при очень сильных высыпаниях на коже предплечий, где и делаются пробы), то проводят анализ на наличие антител в крови. Оптимально одновременное определение специфических иммуноглобулинов E, G, G4. Также анализ крови необходим при исследовании на большое количество аллергенов. Что касается лечение, существуют определенные общепринятые подходы, но в любом случае лечение назначается строго индивидуально и зависит от многих факторов. Иногда бывает достаточно диеты в виде изъятия 1 – 2 продуктов из рациона, а в более тяжелых случаях лечение помимо диеты включает медикаменты, наружную терапию, возможно применение физиотерапии, в некоторых случаях применяют гомеопатию.
Пищевая непереносимость ликвидируется при исчезновении причин, породивших ее.
При неожиданном проявлении пищевой аллергии можно дать ребенку абсорбент, который выводит из организма вредные вещества. Это может быть активированный уголь, полифепан, полисорб, энтеросгель, фильтрум и др. Желательно сделать очистительную клизму и дать ребенку антигистаминный препарат – супрастин, тавегил и т.д. и при первой же возможности обратиться к врачу.
Роль витаминов в жизни человека.
Организм каждого человека постоянно нуждается в витаминах. Их дефицит часто становится причиной ослабленного иммунитета и ухудшения самочувствия у взрослых и детей. Обнаружить витаминную недостаточность можно и без анализов. Очень часто она проявляется в невнимательности, бледности кожных покровов, в повышенной утомляемости и раздраженности. За что же отвечает каждый из них “персонально”?
От витамина А зависит острота зрения, особенно в вечерние часы, в условиях слабой освещенности. Он повышает иммунитет, важен для роста, играет важную роль в регулировании процессов обмена веществ в кожных покровах и слизистых оболочках, противодействует развитию опухолей. В период беременности женщины испытывают повышенную потребность в витамине А. Люди, страдающие болезнями кишечника, желчно-выводящих путей и печени, также должны употреблять больше фруктов и овощей, содержащих ретинол. Поскольку он относится к жирорастворимым витаминам, то и усваивается лучше всего в сочетании с жирами. Именно поэтому блюда из таких продуктов, как морковь, облепиха, шпинат и красный болгарский перец, лучше готовить с добавлением небольшого количества растительного масла или сметаны. Большое количество витамина А содержится в печени, яичном желтке, сливках, сметане, абрикосах, помидорах и дыне.
Витамин С или аскорбиновая кислота входит в состав большинства ферментов человека и участвует таким образом в обмене жиров, белков и углеводов. Кроме этого он является мощным антиоксидантом и повышает иммунитет человека. Содержится практически во всех овощах, ягодах и фруктах, но больше всего его находится в смородине, капусте, цитрусовых и киви. Поскольку при тепловой обработке пищевых продуктов он разрушается, желательно употреблять овощи и фрукты в свежем виде. Хорошо сохраняется витамин С в кислой среде, поэтому его так много в квашеной капусте.
В группу В входят девять различных водорастворимых витаминов (тиамин, рибофлавин, пантотеновая кислота, ниацин, адермин, фолиевая кислота, цианкобаламин, оротовая и пангамовая кислоты). Тиамин (В1) принимает участие в обмене веществ, поддерживает нормальную работу сердечно-сосудистой, эндокринной и нервной систем организма. К продуктам с высоким содержанием тиамина относятся хлеб из ржаной муки, пшено, фасоль, горох, гречневая и овсяная крупы, мясо и грецкие орехи.
Пиридоксин (В6) отвечает за нормальный обмен белков и синтез жиров, регулирует обмен холестерина и принимает участие в синтезе гемоглобина. Большое количество пиридоксина находится в следующих продуктах: печень, рыба, манная крупа, фасоль, яйца, рис.
Нехватка витамина В9 может спровоцировать бессонницу, вызвать состояние тревоги, страха, во время беременности может стать причиной патологического развития плода. Хорошими источниками этого витамина являются свекла, морковь, горох, грибы и печень.
Витамин В12 отвечает в организме человека за синтез белков и эритроцитов, поэтому его ещё называют антианемическим. При постоянной недостаточности В12 сначала развивается депрессия, а если не предпринять меры может привести к анемии. В таких случаях нужно увеличить в рационе питания долю мяса, молока, рыбы, печени и морепродуктов.
Витамин D регулирует содержание фосфора и кальция в организме, отвечая таким образом за прочность костей и зубов. Его дефицит приводит к быстрому утомлению, остеопорозу, хрупкости костей и разрушению зубов. В те периоды, когда мы мало бываем на солнце, потребность в этом витамине возрастает в два раза. Связано это с тем, что без воздействия ультрафиолетовых лучей он не может вырабатываться в организме и поступает только в готовом виде с продуктами питания. Больше всего витамина D содержат такие продукты питания, как рыбий жир, жирные сорта рыбы, печень трески, молоко, яйца и масло.
Формирование культуры приёма пищи
К 2-3 годам у малыша появляются все молочные зубы, и ребенок может и должен хорошо освоить и закрепить навык жевания. Его организму нужны только доброкачественные продукты; кулинарная обработка должна быть щадящей. Очень важен правильный подбор продуктов, содержащий белок, соли кальция, фосфора, фтора, витамины D, А. Полезны плотные продукты, в которых много клетчатки, например, сырая морковка, яблоки, кусочки свежей капусты.
У каждого малыша есть свои привычки и вам придется считаться с ними. Часто дети отказываются есть нелюбимую или незнакомую пищу. Здесь стоит пойти на компромисс:
· можно уменьшить порцию, убрав часть гарнира;
· нарезать бутерброд или яблоко на несколько частей;
· попросить малыша только попробовать блюдо;
· замаскировать незнакомую пищу уже знакомой.
НА ЧТО НАДО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ
· Последовательность блюд должна быть постоянной.
· Перед ребенком можно ставить только одно блюдо.
· Блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни холодным.
· Полезно класть пищу в рот небольшими кусочками, хорошенько пережевывать.
· Не надо разговаривать во время еды.
· Рот и руки - вытирать бумажной салфеткой.
ЧЕГО НЕ СЛЕДУЕТ ДОПУСКАТЬ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ
· Громких разговоров и звучания музыки.
· Понуканий, поторапливания ребенка.
· Насильного кормления или докармливания.
· Осуждения малыша за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов.
· Неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд.
После окончания еды малыша нужно научить полоскать рот.
КАК НЕ НАДО КОРМИТЬ РЕБЕНКА (из книги В. Леви «Нестандартный ребенок»)
СЕМЬ ВЕЛИКИХ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ "НЕ"
1. не принуждать
Поймем и запомним: пищевое насилие - одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред и физический и психический. Если ребенок не хочет есть - значит, ему в данный момент есть не нужно! Если не хочет есть только чего-то определенного, - значит, не нужно именно этого! Никаких принуждений в еде! Никакого «откармливания»! Ребенок не сельскохозяйственное животное! Отсутствие аппетита при болезни есть знак, что организм нуждается во внутренней очистке, сам хочет поголодать, и в этом случае голос инстинкта вернее любого врачебного предписания.
2. не навязывать
Насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения, настойчивые повторения предложения. Прекратить - и никогда больше.
3. не ублажать
Еда - не средство добиться послушания и не средство наслаждения; еда - средство жить. Здоровое удовольствие от еды, конечно, необходимо, но оно должно происходить только от здорового аппетита. Вашими конфетками вы добьетесь только избалованности и извращения вкуса, равно как и нарушения обмена веществ.
4. не торопить
Еда - не тушение пожара. Темп еды - дело сугубо личное. Спешка в еде всегда вредна, а перерывы в жевании необходимы даже корове. Если приходится спешить в школу или куда-нибудь еще, то пусть ребенок лучше не доест, чем в суматохе и панике проглотит еще один не дожеванный кусок.
5. не отвлекать
Пока ребенок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана. Однако, если ребенок отвлекается от еды сам, не протестуйте и не понукайте: значит, он не голоден.
6. не потакать, но понять
Нельзя позволять ребенку есть что попало и в каком угодно количестве (например, неограниченные дозы варенья иди мороженого). Не должно быть пищевых принуждений, но должны быть пищевые запреты, особенно при диатезах и аллергиях. Соблюдение всех прочих «не» избавит вас от множества дополнительных проблем.
7. не тревожиться и не тревожить
Никакой тревоги, ни какого беспокойства по поводу того, поел ли ребенок вовремя и сколько. Следите только за качеством пищи. Не приставать, не спрашивать: «Ты поел? Хочешь есть?» Пусть попросит, пусть потребует сам, когда захочет, так будет правильно - так, только так!
Если ребенок постарше, то вы можете сообщить ему, что завтрак, обед или ужин готов, предложить поесть - все, более ничего. Еда перед тобой: ешь, если хочешь.
Детей учит то, что их окружает.
Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать;
Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться;
Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким;
Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым;
Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпимым;
Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;
Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать;
Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости;
Если ребенок живёт с чувством безопасности – он учится верить;
Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка инста